Интенсивное обучение Soho Bridge
Интенсивные или «экспресс»-курсы — довольно популярный «жанр» языковых тренингов. Но, к сожалению, — за немногими исключениями — ни школы, ни их клиенты не понимают, что же такое «интенсив».
Большинство сетевых школ предлагают интенсивы только весной и летом. Некоторые школы проводят их постоянно (например, наш клуб), а некоторые — на них специализируются. Внешне реклама интенсивных курсов выглядит довольно соблазнительно. Но, к сожалению, — за немногими исключениями — ни школы, ни их клиенты не понимают, что же такое «интенсив».
«Впихнуть побольше»
Позвонив как-то в одну из московских языковых школ, я услышал от администратора такое объяснение сущности интенсива: «Занятия идут по обычному курсу, только чаще, быстрее, и материала впихивается больше». Я не думаю, что Галина Китайгородская или Игорь Шехтер, чьими усилиями интенсивные программы были привиты на российскую (тогда еще советскую) почву, согласились бы с таким горе-определением. Мнение, что интенсив — это «то же самое, но быстро», очень распространено. Люди, приходящие на интенсивные курсы, готовятся зубрить неправильные глаголы, делать упражнения и получать нагоняи в двойном, а то и тройном количестве. К тому же самому готовятся и преподаватели. Но на самом деле интенсивное обучение — это не только «быстрое обучение». Давайте в этом разберемся.
«Интенсивно» не значит «быстро»
Интенсивное обучение существует давно. В своем современном значении этот термин впервые употребил болгарский психолог и педагог Георгий Лозанов (информация на английском языке). Разумеется, «быстрые» программы существовали и до него (дворянские дети учили язык каждый день — чем не «интенсив»?). Но Лозанов предложил особый метод подачи материала, при котором «включаются» не только сознательные, но и подсознательные процессы в мозгу учащихся. Условно говоря, участники процесса должны находиться в «полугипнотическом» состоянии. Они отвлекаются от своих будничных забот и от страха перед «сложностью» предмета. Цель преподавателя — помочь учащимся творчески раскрыться на уроке, создать одновременно «рабочую» и расслабленную атмосферу.
Как это выглядит?
Сложно описать всю систему Лозанова в нескольких словах. Остановлюсь только на паре вполне конкретных особенностей интенсивных занятий: — «Настоящие» интенсивы строятся на основе разыгрывания ситуаций из реальной жизни (т.н. «ролевые игры»). Именно они позволяют достичь эмоциональной вовлеченности учащихся, активизировать их внутренние резервы. На интенсиве опасно делать хотя бы одно письменное упражнение — сразу нарушается атмосфера свободного общения. — У урока должна быть очень четкая структура. Переход от одного задания к другому должен быть естественным. Занятия должны быть построены не по грамматической логике, а «сюжетно»: сегодня мы все вместе идем в ресторан, завтра — в кино, послезавтра — едем в гости. — Все задания должны быть выполнимы. Если требовать от учащихся невозможного, то у них сразу же появятся мысли о том, что они «неспособны к языку», что «все слишком быстро», что «мне лучше начать с алфавита» и т.д. Это не значит, что задачи должны быть простыми. Но преподаватель должен подсказать аудитории способ выполнения задачи, своим примером продемонстрировать, что все его требования реалистичны. — Атмосфера на хороших интенсивных курсах кардинально отличается от атмосферы в «обычных» группах. Интенсивная группа — это не просто набор людей, случайно оказавшихся в одном и том же месте в одно и то же время. Это — единый организм, который в игровой форме переживает одну за другой разные жизненные перипетии. От членов своих групп я настойчиво добиваюсь того, чтобы они не пропускали занятия. Если кто-то не пришел на урок, значит он пропустил целый «кусок жизни» группы, значит другим участникам его будет не хватать. Если каждый человек будет понимать, что он незаменим в коллективе, у него сразу же повысится мотивация и удовольствие от обучения. — На интенсиве должно быть много реквизита — пусть даже очень условного. Если вы разыгрываете ситуацию в ресторане, у вас должны быть меню, деньги, кредитные карты. Если вы ищете дорогу в незнакомом городе, у вас в руках должна быть правдоподобная карта. А если реквизита нет — значит, преподаватель плохо подготовился к уроку. — На интенсиве, если он идет чаще, чем три раза в неделю, не должно быть домашнего задания. Соответственно, на каждом уроке должны присутствовать «расслабляющие» элементы, которые выполняют функцию домашнего задания: разгадывание кроссвордов, составление предложений из слов, повторительные тренинги. — И последнее: на интенсиве не может быть скучно. Это не значит, что весь класс должен лежать от смеха. Но усталость и плохое настроение — это признак непрофессионализма преподавателя.
Преподаватели
Из всего перечисленного понятно, что основной момент интенсивного обучения — это личность преподавателя. Я как методист знаю множество очень хороших преподавателей, которые — тем не менее — не могут вести интенсивные курсы. Для этого нужен особый такт, настойчивость, терпение и хорошие актерские способности. Преподаватели, которые просто пытаются «запихнуть» в головы учащихся побольше материала, работают вхолостую. Интенсив действительно должен быть насыщен новой информацией, но задача преподавателя — это спровоцировать у учащихся живой интерес к ней, а вовсе не обрушить на аудиторию поток новых слов и форм. К несчастью, даже в самых лучших «интенсивных школах» есть не очень подходящие преподаватели. Они, конечно, рано или поздно отсеиваются, но при этом успевают загубить одну или две группы. Первая примета хорошего преподавателя-«интенсивщика» — это свобода обращения с материалом, способность сделать что-то из ряда вон выходящее, спровоцировать вас на игру. Если преподаватель-мужчина спокойно и весело рассказывает вам историю от лица маленькой девочки, — это хороший признак. Вторая важная вещь — это готовность помочь. Если вы не чувствуете на себе постоянного внимания со стороны преподавателя, то перед вами плохой преподаватель.
Когда нужно идти на интенсив?
Во-первых, начинать изучение языка лучше именно интенсивно. Дело в том, что хороший интенсивный курс не только надежно и быстро проведет вас через самые проблемные моменты, но и заново научит вас учиться, поможет избавиться от «школьного» подхода к изучению языка. Именно поэтому в нашем клубе все начальные курсы ведутся по чуть модифицированной интенсивной программе. Во-вторых, интенсив — это прекрасная возможность «разговориться», например, перед поездкой зарубеж. И, в-третьих, интенсив — это всегда хорошее настроение. Если вам кажется, что язык — это сложно и неприятно, то советую вам попробовать именно интенсивный курс. Распространено мнение, что на интенсив можно ходить только летом во время отпуска. Это не так. На самом деле, интенсив — это наиболее компактный способ обучения. Вам нужно только найти время для занятий. Например, при должной частоте уроков вам не нужно будет делать домашнее задание.
К чему готовиться?
В начале каждого интенсивного курса я обычно провожу небольшую беседу о том, что ждет учащихся (вообще желательно, чтобы такая беседа была в программе первого урока). На ней я говорю о вещах на первый взгляд смешных, но от которых в конечном итоге зависит результат обучения. Во-первых, — говорю я, — старайтесь не пропускать занятия. Это очень важно, потому что без вас остальным будет скучно. Во-вторых, постарайтесь как следует высыпаться. Если после работы у вас нет возможности перекусить, приносите еду с собой, чтобы поесть перед уроком или на перемене. Все такие бытовые мелочи, как то ни странно, очень важны.
О чем спрашивать?
Итак, вы позвонили в языковую школу, чтобы узнать об интенсивных курсах. О чем же надо спрашивать в первую очередь? Во-первых, спросите, чем интенсив по сути отличается от обычного курса. За счет чего достигается быстрота обучения? Возможно, вы не всегда поймете всякие методические тонкости, но само наличие артикулированного ответа — это хороший признак. Во-вторых, поинтересуйтесь, какой используется учебник. Это должно быть специальное интенсивное пособие — желательно, разработанное в самой школе. Я уже говорил, что обычный курс можно вести по интенсивным материалам, но не наоборот. В-третьих, спросите о количестве человек в группе. Если их меньше пяти — то это плохо. Интенсивные занятия — это всегда групповой тренинг, иначе в них теряется всякий смысл, исчезает свойственная им особая «энергия». Максимальное количество учащихся, на мой взгляд, — десять. Идеал — семь-восемь. В-четвертых, спросите о том, из какого материала состоит курс. Если в ответ вы слышите список грамматических тем, то вешайте трубку. Хороший ответ предполагает перечисление тематических ситуаций: «Знакомство», «В аэропорте», «В ресторане» и все такое прочее.
Удачного интенсивного обучения!
Андрей Логутов.